Официально

в контакте

в контакте

Росточек- территория детства

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Методическая копилка

палочкиИгровое методическое пособие 

«От простого   к сложному»

 Развивающие игры с соломкой, спичками, палочками.

Автор:

  Мочалова Елена Николаевна

  Старший воспитатель МБУ детского сада №125 «Росточек»

Известно, что у детей с задержкой психического развития наблюдается в разной степени выраженная общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии тонких движений пальцев рук. Было установлено, что по уровню развития пространственных представлений дети с ЗПР старшего дошкольного возраста заметно отстают от своих нормально развивающихся сверстников. Это отставание проявляется в несформированности представлений о форме предметов, их величине, локализации в пространстве, соотнесении деталей. Расстройства конструктивного праксиса и конструирования выразились в неспособности синтезировать целое из его элементов по детальному и контурному плану, как на наглядно-действенном уровне, так и во внутреннем плане. Перцептивные и сенсорные процессы у детей с ЗПР характеризуются определенной незрелостью, которая проявляется не только в конечном результате, но и в способе выполнения заданий. Особенность детей с ЗПР - слабость ориентировочной фазы действия и контроля над выполнением, который у детей с ЗПР  направлен в основном на окончательный результат, а не на процесс действия. Поэтому очень важно учитывать все особенности развития таких детей и обеспечивать максимальное соответствие содержания  коррекционной работы потребностям и возможностям развития.

 Способность анализировать графические изображения – вычленять составляющие их элементы, соотносить их друг с другом, синтезировать графический образ – известный отечественный психолог А.Р. Лурия назвал зрительным анализом и экспериментально доказал важность и необходимость развития этого психического качества для успешного начала школьного обучения.

Нарушение развития оптико-пространственного гнозиса, задержка в формировании пространственных представлений, несформированность зрительного восприятия, неразвитость мелкой моторики, недостаточное развитие мыслительной деятельности считается характерным для детейс ЗПР.  Поэтому конструирование  из палочек, спичек, соломки можно считать коррекционным видом деятельности для детей с задержкой психического развития, способным решать многие задачи, а именно: развитие

  • зрительно-моторной координации,
  • глазодвигательных функций,
  • словесной ориентации,
  • мелкой моторики пальцев рук,
  • умения делить сложную форму на составные части,
  • соотносить размеры объектов,
  • определять их местоположение и мысленно менять их взаимное расположение.

В данном пособии представлена целостная система работы по развитию у детей с ограниченными возможностями здоровья  ручных и психомоторных способностей, мышления, произвольной деятельности,  памяти, творческого воображения с помощью игр и упражнений с деревянными палочками, спичками, соломкой. Пособие направлено на формирование пространственных представлений у детей  с ЗПР — оно позволит детям преодолеть трудности по формированию пространственной ориентировки, поможет развить графические навыки у детей и предупредить школьные трудности.

Данное пособие адресуется широкому кругу лиц:

-воспитателям, учителям-логопедам, учителям-дефектологам, педагогам-психологам, которые организуют коррекционно-воспитательный процесс с детьми данной категории в дошкольной организации;

-родителям в качестве пособия по организации совместной деятельности и досуга дома.

     Работая в течение нескольких лет в группе старшего возраста для детей с ЗПР, я очень успешно применяла для развития  мелкой моторики, зрительно-моторных координаций, пространственных представлений, мышления, произвольности деятельности детей, такой вид деятельности, как конструирование из соломки, спичек,  деревянных палочек для суши, мороженого, шпателей, счетных палочек. Почему я отдала предпочтение этому материалу для конструирования, игр?

Дерево-это экологичный, теплый материал, обладающий положительной энергетикой и имеющий преимуществ  над пластмассовыми палочками.  Деревянные палочки имеют разные фактуры, их можно покрасить в необходимые цвета, они разные по высоте, ширине, толщине и весу, что помогает обогатить скудный сенсорный опыт детей с ЗПР. Занятия с разными видами деревянных палочек помогает с высокой степенью эффективности тренировать память ребёнка, усидчивость, терпеливость. Занятия со спичками, соломкой, палочками - это один из интереснейших способов проведения совместной деятельности, индивидуальных занятий с детьми.  Помимо того, что  эти занятия способствуют развитию  мелкой моторики рук, у ребенка формируется творческое воображение, расширяется кругозор, воспитывается любознательность.

Основные особенности палочек — абстрактность, универсальность, высокая эффективность.

Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план.

С их помощью можно в доступной пониманию ребенка форме познакомить его с началами геометрии, с понятием «симметрия»; развивать пространственное воображение. Головоломки с палочками, спичками, соломкой воспитывают интерес к математике, желание проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме, а так же развивают логику мыслей, рассуждений и действий.

Игры со счетными палочками, соломкой  или спичками развивают глазомер, что позволяет ребенку научиться правильно рассчитывать длины и расстояния. Эти навыки пригодятся, когда ребенок будет изучать антонимы: далеко - близко, учиться писать: короткая - длинная черта и т.д.

Весь процесс обучения дошкольников с помощью соломки, спичек, палочек идет через игру и игровые упражнения. Они могут непосредственно включаться в образовательную деятельность или во время совместной деятельности с педагогом индивидуально или с небольшой подгруппой детей. Подобные игры и игровые упражнения дают педагогу возможность проводить время с детьми более живо и интересно. Все игры и упражнения с палочками, спичками, соломкой направлены на решение многих задач. К ним можно возвращаться неоднократно, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный или просто поиграть. 

Игровые упражнения нужно проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.

Такие игры эмоционально захватывают детей и мотивируют детей на выполнение заданий. А если ребенок заинтересован в решении задачи, то мыслительная работа идет активно.

Когда дети с ЗПР впервые встречается с новыми материалами (спички, соломка, различные палочки), в первую очередь они обращают внимание на их образные и конструктивные возможности. Детей занимают вопросы: «А что можно с этим сделать?», «Что можно из этого построить?», «На что это похоже?». Детей интересуют конкретные образы, а не их количественные характеристики. Поэтому целесообразно использовать развивающие игры в определенной последовательности:

Система игр и упражнений с соломкой, спичками, деревянными палочками:

Первый этап

  1. Игры и упражнения на развитие творческого воображения.

      Дети играют с палочками, строя различные фигуры, которые подсказывает им собственное воображение, с удовольствием выкладывают сюжеты и узоры.

Здесь детям представляется полная свобода. Педагог обращает их внимание на повторяющиеся узоры, предлагает найти правило, по которому составлен узор, и продолжить его, придумать свое правило чередования узора. Выделяя самые интересные фигуры сюжета и узоры, педагог поощряет детей, побуждает их к созданию более сложных и разнообразных форм.

Второй этап

В качестве условий построения, преобразования той или иной фигуры выступают ее пространственно-количественные характеристики. Ребенок строит и преобразует фигуры по условиям: по заданному общему количеству палочек, взаимному расположению и др.

2. Игры, способствующие развитию взаимосвязи между глазомером и проприоцептивной –двигательной памятью.

- Выбор палочек по величине на основании использования способов сравнения: наложения, приложения.

- выбор палочек из группы разных по величине

-уравнение палочек по величине с использованием приемов изменения их длины и ширины 

-определение места пропущенного элемента в ряду с ритмически заданной последовательностью, определение ошибки в ряду

3.   Игры на развитие зрительно-моторной координации

-игры и упражнения на совмещение (наложение на контурное изображение)

-выкладывание вдоль схемы (дорожки) не накладывая на неё

-конструирование по показу

-конструирование по образцу

-конструирование по представлению

-конструирование по вербальной инструкции

-конструирование по памяти (графическому образцу)

4.  Игры и упражнения на развитие геометрических, математических понятий.

5.  Игры-головоломки.

Для практикующих педагогов будет интересен систематизированный материал, включающий картотеку с описанием игр и упражнений, карточки-образцы игровых заданий, примеры  игр (фото) на развитие мелкой моторики.

Организованная в русле игровых технологий система работы с детьми с ЗПР отвечает интересам самих детей, способствует развитию их интереса к интеллектуальной деятельности, соответствует нынешним требованиям к организации образовательного процесса для дошкольников и стимулирует педагогов к дальнейшему творчеству в совместной деятельности с детьми

Игры на развитие мелкой моторики

Методические продукты, разработанные старшим воспитателем Мочаловой Еленой Николаевной

Проект «Информационно-коммуникационные технологии как инструмент эффективного взаимодействия с родителями»

 

Регион

Обратите внимание

Наш город

Контактная информация


Мы находимся по адресам:

445041, РФ, Самарская область, г.Тольятти, ул. Железнодорожная, 7. (1 корпус)

Телефоны: 8-8482-45-01-85 (заведующий); 8-8482 - 97-12-98 (бухгалтерия, делопроизводитель)

445013, РФ, Самарская область, г.Тольятти, ул. Ивана Красюка, 1 (2 корпус)

Телефоны: 8-8482-55-72-18 (охрана); 8-8482 - 55-72-20 (медицинский кабинет)
Факс: 
Е-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Официальный сайт: http://chgard125.tgl.net.ru